4-5 марта
2017
4 по 5 марта 2017 года в Благосфере прошел московский День открытых данных (International Open Data Day).
Open data day – это международный проект, организованный Фондом открытых знаний (Open Knowledge International) при поддержке разных межгосударственных и международных организаций, таких как ООН и Всемирный банк.
В честь Дня открытых данных в разных странах проходят встречи, лекции, хакатоны, цель которых — популяризация концепции открытости и доступности данных во всех сферах общественной жизни. Участники мероприятий готовят публикации, создают визуализации и приложения на основе общедоступных открытых данных.
В этом году в России День открытых данных пройдет в Санкт-Петербурге, Казани, Ульяновске, Новосибирске, Нижнем Новгороде., От ВШЭ в Open data day участвовали Магистерская программа «Журналистика данных», Школа дизайна, Международная лаборатория прикладного сетевого анализа», магистерская программа « Прикладная статистика с методами сетевого анализа”, Высшая школа урбанистики.
В Москве Open data day прошел в формате лектория, мастер-классов и хакатона. Работа лектория была разделена на тематические секции: НКО, Медиа, Город, Этика и Бизнес.
Секцию «Город» курировал Андрей Кармацкий, руководитель компании Urbica, которая специализируется на анализе и визуализации сложных массивов данных. Спикерами тематической площадки стали специалисты, которые решают проблемы городской среды с разных сторон: анализируют данные, создают городские сервисы и занимаются образованием специалистов. Эксперты секции говорили о практическом применении открытых данных и попробуют вместе с участниками ответили на вопрос: как городские данные помогают повысить качество нашей жизни или препятствуют этому. Секция прошла при поддержке Высшей школы урбанистики НИУ ВШ
Куратор секции «Этика» — Artur Khachuyan, руководитель Social Data Hub, которая занимается разработкой интеллектуальных систем анализа данных. Спикеры обсудили тёмную сторону больших данных, жизнь в эпоху «Большого брата» в виде big data, и поговорили о границе морально-этического аспекта и использования самого достоверного и результативного инструмента аналитики.
Секцию «Бизнес» курировал Ivan Begtin, директор АНО «Информационная культура» — некоммерческой организации, целью которой является развитие и популяризация концепций Открытого Государства и Открытых Данных. Вместе с экспертами из коммерческого сектора были рассмотрены бизнес-модели, построенные на основе открытых данных.
Куратор секции «НКО» — Иван Засурский, президент Ассоциации интернет-издателей. Эксперты секции обсудили сущность открытых лицензий и важность их использования для НКО, рассказали о движении OpenAccess и провели дискуссию на тему «Открытый доступ к результатам проектов НКО».
Магистерская программа Высшей школы экономики «Журналистика данных» организовала Секцию «Медиа». Профессионалы из сферы медиа ответили на вопросы: Как открытые данные меняют медиаландшафт? Что можно считать лучшими медийными практиками, основанными на открытых данных? Открытые данные в медиа: диалог людей, общества и государства, бизнеса и власти?
Визуализация и инфографика в медиа: что нас ждет?
В ходе работы сессии куратор Мария Пильгун рассказала об открытых данных и новых медиаформатах. Руководитель Journalism++ Николас Кайзер–Бриль поделился своим видением отрытых данных в европейской дата-журналистике, Заместитель главного редактора журнала РБК Полина Русяева рассказала о использоваанииоткрытые данных в рейтингах, Елена Мязина , ведущий эксперт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, экс-заместитель главного редактора – руководитель отдела спецпроектов РБК и Vedomosti.ru, поделилась с участниками секретами, как эффективно использовать открытые данные в СМИ.Елена Виноградова, редактор отдела расследований Ведомостей, рассказала об использовании открытых данных в практике своего издания. Эдуард Маас , руководитель Цифровой лаборатории ТАСС показал, как открытые данные используются в лучших проектах ТАСС, Иван Засурский, президент Ассоциации интернет-издателей приоткрыл перед слушателям тайны лицензии Creative Commons как правовоого режима для СМИ на примере изданий “Частный корреспондент” и “Научный корреспондент”, Дмитрий Семячкин, директор Ассоциации «Открытая наука» рассказал об открытости как инструменте популяризации науки в медиапространстве”.
Материал предоставлен Высшей школой экономики.
Оригинал доступен по ссылке