12 октября в Москве открылась ежегодная конференция «Фабрика пространств». На площадке центра «Благосфера» собрались основатели, кураторы и менеджеры культурных, общественных и комьюнити-центров, арт-кластеров, музеев и библиотек со всей России. Эксперты и те, кто только задумывается над созданием подобных пространств.
Тема VI по счету конференции – время и времена, в которых проживают свою жизнь общественные пространства. На открытии было представлено уникальное исследование институтов и институций, выполнявших роль общественных пространств в России в период с 1700 по 2015 годы.
«До этого момента, пожалуй, никто системно не смотрел на развитие общественных пространств. Есть несколько работ, посвященных паркам, но мы ведь живем в северной стране. То, что происходит не на улице, бывает критически важным. Как общественные пространства жили, развивались, почему они такие, что в них делали люди?», – отметила одна из авторов исследования, кандидат культурологии, научный руководитель Центра креативных индустрий ИОН РАНХиГС, основатель агентства «Творческие индустрии» Елена Зеленцова.
Общественные пространства (ОП) – определяющий признак города, его социальной мобильности: коммуникации горожан, торговли, досуга, тризма. Если в Европе ОП возникали на фоне демократизации общества, то в России во многом в результате модернизации сверху. Будь то петровские ассамблеи, городские сословия по жалованой грамоте Екатерины II, советская культура «нового быта» с фабриками-кухнями и домами-коммунами, строительство дворцов и домов культуры и проект их преображения в ОП нового типа в Москве и не только.
Еще один важный фактор успешного развития ОП – общественное участие. В 1751 году в Ярославле открылся первый публичный театр. В 1880-е годы в Томске и Петербурге появились Народные дома – прообразы ДК. В те же годы открылись кабаре. Еще раньше центрами культурной и светской жизни, обсуждения политики и социальных тем стали салоны дворян. В СССР неформальными центрами служили кухни и квартирники.
С кризисом учреждений культуры в 90-е пришла эпоха торгово-развлекательных центров, ставшими центрами притяжения. Стали появляться и частные проекты – от пабов с функцией лектория (как О.Г.И.) до креативных кластеров (московские ЦСИ «Винзавод», Центр дизайна ArtPlay, дизайн-завод «Флакон»), которые объединили на своих площадках бизнес, развлечение и творческие (креативные) индустрии. Появились и знаковые меценатские проекты, как Центр современной культуры «Гараж» и Ельцин-центр.
История общественных пространств в России учит нас тому, что начинать нужно вовсе не с пространств, а с институтов. Исследование было проведено командой агентства «Творческие индустрии» по заказу Благосферы. Мы опубликуем подробные результаты позднее.
В программе первого дня конференции также:
- Своевременное явление – как пространствам формулировать и предъявлять свою миссию вовне
- Скорость изменений – общественные пространства в моногородах, малых городах и селах
- Будильники – девелоперские проекты общественных пространств в городах будущего
- Знакомо ли нам это будущее? Современные сетевые пространства, пришедшие на смену советским ДК, кинотеатрам и фабрикам-кухням
- Презентация настольной игры «Pro пространства», а также ланчи по интересам с кураторами общественных пространств многое другое!
Конференция продолжит свою работу 13 октября. Программа и спикеры на сайте http://conf.blagosfera.space. Фото конференции выкладываем в группе ВКонтакте.
___________
Ежегодная конференция «Фабрика пространств. Время» проводится в Москве 12-13 октября. Конференция посвящена практике и стратегическому развитию общественных пространств разных типов, объединенных одной целью – вовлечение граждан в социальную активность. Тема VI конференции – время и времена, в которых проживают свою жизнь общественные пространства.
Организатор конференции – центр «Благосфера». При информационной поддержке Агентства социальной информации, соцсети ВКонтакте и журнала «Позитивные изменения».