«Фабрика пространств-2024» – как работать с наследием

16 октября VIII конференция «Фабрика пространств. Наследие» открылась в Центре «Благосфера» в Москве. Конференция собрала более 200 основателей и менеджеров креативных площадок со всей страны, чтобы обменяться трендами, видением развития и опытом, как современные общественные пространства работают с историческим, локальным и культурным наследием.

«Фабрика пространств» традиционно задействует интерактивные форматы. На нетворкинг-площадке участники знакомились друг с другом, а также с кулинарным наследием. Ведь конференция проводится в историческом здании фабрики-кухни.

«Что мы понимаем под наследием и зачем оно нам нужно?», рассуждали на паблик-токе с Александром Архангельским. По мнению писателя и документалиста, наследие – это живой организм. Мы меняем не прошлое, а меняемся сами.

«Наследие производится вместе с участниками – это фабрика производства смыслов… это живое состояние, в которое мы вовлекаем самих себя и сообщество других людей. Скажем, не книги являются центром живого библиотечного пространства, а разговор о книгах и литературе», – отметил писатель Александр Архангельский.

Пространства в исторических зданиях

Как вписана история места в концепции общественных пространств в исторических зданиях и как им удалось создать социальную полезность для местных сообществ? Об этом рассказали организаторы креативных площадок.

Московский Центр «Зотов» в здании Хлебозавода №5 выбрал путь исследования конструктивизма. Новые смыслы «пекут» через разнообразие форматов для разной аудитории. Например, исследуют и другие памятники авангарда в районе Пресни, а роль медиаторов и экскурсоводов взяли на себя местные жители.

Выкса в 18 веке формировалась как город приезжих работников металлургии. Все они проходили через заводскую контору. Сегодня в этом здании пространство Ex Libris – площадка для городских сообществ, инициатив, творчества и «выксунизации».

Проект Станция «Озерки» задуман как «центр культурного транзита», совмещая досуг для жителей района, выставочное пространство, место, где можно выпить кофе и узнать исторические сюжеты об Александре Блоке и других личностях, бывавших на этой ЖД станции на окраине Петербурга. Впереди самое сложное – реставрация здания.

«Чердак Инстербурга» – история о том, как приезжие в провинциальный город Калининградской области влюбились в старую застройку, помогли жителям дома увидеть красоту, добились капремонта, открыли пространство и стали центром притяжения.

Продюсеры территорий и креативный бизнес как новое купечество

Сегодня креативные пространства становятся продюсерами локального наследия. Начинаясь на энтузиазме и самореализации активистов, вырастают из развития отдельной площадки в масштабные проекты, которые оказывают социальный эффект на развитие креативных индустрий, туризма, становятся драйверами территории и ее экономики.

Один из таких примеров – оживление провинциального уральского города Сысерть. Агентство развития территорий 1732 возвращает заброшенному заводу функцию индустриального центра – центра креативной экономики. Жизнь в малом городе становится модной, здесь появляются новые общественные и жилые пространства, креативная индустрия и даже планы переноса офисов крупных компаний.

В Карелии активисты привлекли внимание к уникальному Соцгороду в Сегеже – деревянному рабочему поселку, созданному ленинградскими архитекторами для бумажного комбината. Сюда пришли исследователи, а созданное ими АНО «Живая Сегежа» разработала концепцию комплексного развития.

Бирск – старинный купеческий город на севере Башкирии когда-то строил экономику на торговле с мукой. Сооснователь креативного пространства «Чирковъ» Александр Старков уверен, креативный бизнес – новое купечество. От кофейни с пространством для ремесленников идея развилась до креативно-туристического кластера, а местные предприниматели объединились в «Купеческий клуб».

Как сегодня говорить о литературном наследии?

Участники поделились своим опытом в продвижении литературного наследия. Например, ижевская библиотека им. Некрасова взяла идею из журнала Vogue, устроив выход в город с портретом писателя.

Дом творчества Переделкино из заброшенного поселка вновь стал в модным местом через возвращение имен, и необычные события, как Конференция сказочников. Книжный магазин «Простая Неформальность» в пространстве ЛТ3 в Хабаровске помогает авторам через формат «разгонов» сюжета, издание малым тиражом и эпатажные презентации книг.

Петербургский книжный магазин «Подписные издания» продолжает традиции культового места, известного с 1926 года. Среди креативов пространства «Батин гараж» – программа для пап и дедушек с детьми и цирковое представление для особенных детей.

Гости трека также могли поучаствовать в литературных чтениях и излюбленном развлечении литературных салонов – буриме. Вот одно из них:

«Атмосфера Благосферы –

Как мечта коллекционера:

Традиции. Постоянство.

Конференция. Пространства»

На треке «Цифровой след» представители общественных пространств из разных городов поделились своими кейсами в работе с наследием и проведении событий. Выступления транслировались онлайн.

Отдельные треки конференции также были посвящены работе с музыкальным, семейным наследием, наследием юного поколения и наследием русского зарубежья.

Впервые на «Фабрике пространств» чествовали победителей Всероссийского конкурса «Формула третьего места», отметив вклад бизнеса и региональных / муниципальных органов власти в развитие общественных пространств. Список победителей здесь.

17 октября работа конференции продолжится на площадке музея-заповедника «Царицыно» дискуссией о развитии механизмов регулирования творческих индустрий и мерах поддержки для общественных пространств в этом контексте.

_____

«Фабрика пространств. Наследие», 16-17 октября, Москва – VIII ежегодная конференция для организаторов креативных пространств. Посвящена практике и стратегическому развитию общественных пространств, которые формируют локальные сообщества и вовлекают граждан в социальную активность.

Конференция объединяет организаторов общественных и культурных центров, ДК, арт-кластеров, музеев, библиотек и других общественных пространств, а также тех, кто только задумывается об их открытии. Сайт конференции: https://conf.blagosfera.space/.

Организатор конференции – общественный центр «Благосфера».

Партнеры конференции: компания Металлоинвест, Музей-заповедник «Царицыно» и Фонд наследия русского зарубежья. Партнеры треков: некоммерческий проект «История тебя» и сообщество «Городские герои».

Информационные партнеры: портал Архи.Ру, Журнал о благотворительности, медиа Archtime.ru и Агентство социальной информации