
24 января Третий фест подкастов «Иди на звук» объединил в Центре «Благосфера» в Москве представителей НКО, студий, хостингов и контент-мейкеров – тех, кто уже выпускает подкасты на социальные темы и тех, кто только собирается запускать свои проекты. На фесте также состоялась Церемония годового чарта подкастов НКО.
По статистике, мировая аудитория подкастов в 2024 году достигла 505 млн. слушателей, что на 8,6% больше, чем годом ранее. Это почти четверть всех пользователей интернета (23,5%). В России аудитория подкастов составляет около 10 млн. слушателей.
Тем не менее, у формата есть и свои особенности, в силу которых не столь велика доля подкастов НКО в общем объеме. О состоянии рынка подкастов и специфике формата говорили на открывающем паблик-токе «Почему мы все еще на старте?».
Сегодня у подкаста низкий порог входа, как и у любого другого формата – контента очень много, а но его качество не всегда на уровне, – отмечает Наташа Чернова, автор подкаста «Взяла и сделала», основательница контент-бюро «Справочное бюро для медиа».
У подкастов НКО, да и у коммерческих тоже, нередко отсутствует статья бюджета на продвижение, а подкаст сам себя не продвигает, – добавляет эксперт. Сам формат подкаста тоже имеет свою специфику.
«При запуске новых проектов, даже со стороны студии – всегда существует отдельная задача – заново объяснить, что такое подкаст… где его найти», – говорит Илья Чеберин, продюсер подкастов студии «Шторм».
На наших подкаст-платформах, к сожалению, нет продвинутой рекомендательной системы, как, например, на YouTube. При выходе новых подкастов даже на схожую тему с той, что вы слушаете, их не так просто найти.
Кирилл Ольгинский, соведущий подкаста «Истории от Истоков» также отметил, что подкастеру не так просто собрать объективные данные о прослушивании на разных платформах. От этого не всегда чувствуется отдача, из-за чего некоторые бросают выпуск.
Представители НКО и студий сошлись во мнении, что подкасты позволяют выйти на новую аудиторию, продемонстрировать свою экспертность в теме, установить контакт с профессионалами из разных сфер и медийными личностями, приглашенными в качестве гостей. В них можно привлечь коммерческих спонсоров или доноров. Но говорить о том, что это инструмент массового фандрайзинга или что подкаст немедленно сработает на взрывное расширение аудитории, неверно.
Благосфера проанализировала срок «жизни» подкаста НКО на примере каталога на сайте Феста подкастов. На сегодняшний день в каталог добавлен 81 некоммерческий подкаст. Срок выхода варьируется от 2 мес. до 6 лет, а средний срок «жизни» – 1,5 года.
Подкаст – это игра в долгую и «вечно зеленый контент», – напоминает автор и ведущая подкаста «Инклюзия и жизнь» (подкаст фонда «Обнаженные сердца») Вера Курбатова. Давно затронутая тема может приобрести новую актуальность на фоне текущих событий, привлекая новых слушателей. Также подкаст можно переупаковать для генерации нового контента – сделать на основе записи карточки, инфографику или статью.
На треке Микропрезентаций подкастов НКО авторы и ведущие популярных подкастов на социальные темы представили свои проекты:
В программе феста были предусмотрены воркшопы и мастер-классы от опытных контент-мейкеров. Мастер-класс «Как работать с темой культуры и искусства в подкастах» рассказала экс-PR Пушкинского музея и Музея «Гараж» Агния Надеждина.
Маркетинг-директорка подкаст-студии «Терменвокс» Лина Вайс и продюсерка студии Татьяна Никулина провели мастер-класс по созданию увлекательных образовательных подкастов. В частности, отметили важность харизматичности ведущих, умения держать внимание слушателя и живого общения между собой – для проверки и отработки этих качеств стоит записать пилотный выпуск.
На мастер-классе «Идеальное интервью: как грамотно брать интервью в подкасте» своим опытом поделилась Диана Андреева, продюсер и ведущая подкаста «Это диагноз», экс-главный продюсер контент-бюро «Шторм». Один из ключевых советов –формулировать главный вопрос эпизода, в зависимости от спикера, это можно сделать по итогам беседы, проанализировав структуру. Также полезно озвучивать смысловые блоки и подвести итог беседы в конце диалога.
Преимущество аудиоподкаста – простота создания и возможность записи гостя удаленно. Видеоверсия же требует наличия камеры, света и личного присутствия –это сложнее организовать, а процесс может вызвать большее волнение гостя. Тем любопытнее видеть успешные и устойчивые примеры некоммерческих видеоподкастов. Об их создании рассказали на паблик-токе «Видеоверсии подкастов: опыт НКО».
Участие приняли: Анна Никифорова, продюсер и ведущая подкаста Фонда президентских грантов «В эфире НКО», Елена Симанкова, заместитель главреда портала Милосердие.ru по спецпроектам, курирующая подкаст «Вместе с Милосердием», Анастасия Каримова, продюсер подкаста «Нечего носить?» фонда «Второе дыхание» и Евгения Гулбис, модератор, продюсер подкастов Благосферы.
На площадке фестиваля состоялась также открытая запись подкаста «Взяла и сделала». Все больше потребителей при выборе товаров и услуг утверждают, что отдают предпочтения бизнесу, который занимается благотворительностью. Как бизнесу и НКО строить сотрудничество, обсудили с ведущей Наташей Черновой гости подкаста: директор фонда «Хрупкие люди» Елена Мещерякова, руководитель соцпроектов Flowwow Евгения Агаркова, а также CEO и креативный директор ювелирного бренда rassvet detail Яна Михровская.
Фест завершился торжественной Церемонией награждения годового чарта подкастов НКО «Иди на звук». Были вручены награды победителям чарта, занявшим первые три места по итогам года, а также победителям в 8-ми тематических номинациях. Лидерами ТОП-3 чарта за 2024 год стали:
1 место – подкаст «Министерство наших собачьих дел» центра «Собаки-помощники»
2 место – подкаст «Жизнь и диагноз» фонда «Острова»
3 место – подкаст «Голос Е.В.А.» Ассоциации Е.В.А.
Полный список победителей в отдельных номинациях смотрите здесь.
Сайт феста https://zvuk.blagosfera.space
Партнёры феста: сообщество подкастов «Подкастология», подкаст-студия Терменвокс, контент-бюро «Справочное бюро для медиа».
Партнёры церемонии годового чарта: фонд целевого капитала «Истоки», Благотворительный фонд Владимира Потанина, платформа Red Basset, цифровой сервис «Литрес».