«100 друзей»: личные связи как главный инструмент благотворительности

В книжном клубе Благосферы обсудили технологии волонтерского фандрайзинга

«Если бы моя бабушка спросила меня, что такое волонтерский фандрайзинг, я бы привела такой пример: “Представь, что библиотека в твоём посёлке оказывается на грани закрытия, и тебе нужно ее спасти – что бы ты сделала? Ты бы попросила о помощи своих знакомых бабушек, своих родных и соседей. Только вместо тебя, бабушка, и библиотеки был бы благотворительный фонд и его волонтеры”», – рассказывает Катя Гришунина, руководитель платформы «Пользуясь случаем» фонда «Нужна помощь»*.

Именно волонтерский фандрайзинг мы обсуждали на последней встрече нашего книжного клуба с помощью книги Катрины Ванхасс и Отиса Фултона «100 друзей. Поведенческая экономика волонтерского фандрайзинга». Вместе с гостями клуба и коллегами из фонда «Нужна помощь»* и фонда «Абсолют-Помощь», благодаря которым книга была издана на русском языке в мае этого года, мы поговорили о том, как технологии волонтерского фандрайзинга сегодня применяются в нашей сфере, в чем важность построения социальных отношений с волонтерами и какие внутренние механизмы заставляют людей участвовать в сборах средств фондам, о которых они раньше возможно даже не слышали.

«Наш фонд поддерживает другие некоммерческие организации, мы предоставляем гранты на развитие сервисов для помощи детям в трудной жизненной ситуации. Мы прекрасно понимаем, что не можем помочь всем. Именно поэтому очень важно, чтобы некоммерческие организации становились успешнее, учились привлекать средства и волонтеров. Если организация сможет привлечь в свои ряды как можно больше сторонников, которые будут транслировать ее миссию и собирать для нее средства, – это позволит ей стать устойчивее и эффективнее», – рассказывает руководитель проектов фонда «Абсолют-Помощь» Светлана Никифорова о том, почему фонд поддержал издание книги «Сто друзей».

В книге очень много внимания уделяется идеям построения прочных социальных отношений с волонтерами и отказа от формата рыночных отношений. Главная мысль состоит в том, что нужно заменить материальную мотивацию (как регистрационные взносы за участие в фандрайзинговой акции, так и дорогостоящие подарки для волонтеров) усилением внутренней мотивации человека. Главные сторонники – это те люди, которые понимают миссию благотворительного фонда и готовы понятно рассказывать о ней своим друзьям. Фондам важно поддерживать с ними энергетическую связь, подчеркивать бесценность участия и причастность к большому делу по изменению этого мира.

«С помощью волонтерского фандрайзинга можно собирать средства на проблемы, на которые сборы идут очень тяжело – непопулярные темы, такие как, например, помощь наркозависимым, заключенным или больным взрослым. В этом случае множество людей отдают свои деньги не потому, что они болеют за эту проблему и разделяют ценности организации. Они отдают, потому что их друг просит. Технология волонтерского фандрайзинга способна решить две главные проблемы российской благотворительности – проблему недоверия и проблему “непопулярных тем”», – комментирует Митя Алешковский (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов), учредитель фонда «Нужна помощь»* и портала «Такие дела».

Однако самый главный эффект – это не количество собранных средств, а количество новых сторонников, которых в итоге может приобрести благотворительный фонд. Когда человек просит деньги для кого-то – жертвует примерно 1 из 5 человек. Когда просит фонд – это может быть 1 из 150 или 1 из 200. Если при этом человек понятно рассказывает своим друзьям о том, насколько важно решить ту или иную социальную проблему, число сторонников способно расширяться в геометрической прогрессии.

«Мне нравится пример из Австралии, где каждый ноябрь мужчины отращивают усы. Естественно, знакомые начинают спрашивать их о том, зачем они это делают. И они рассказывают, что собирают деньги на лечение рака простаты. Эта тема невероятно табуированная и очень много мужчин ежегодно умирают от того, что вовремя не обследуются. Для идейного вдохновителя этого движения самым главным эффектом от его деятельности стал момент, когда к нему подошел отец и сказал: “Знаешь, вот теперь я сходил и проверился. И у меня все в порядке”. Самый главный эффект волонтерского фандрайзинга – это не сбор денег, а формирование сообщества неравнодушных, распространение знаний о проблеме», – рассказывает руководитель издательства фонда «Нужна помощь»* Александр Фудин.

Чтобы собирать средства с помощью друзей, не обязательно проводить большой благотворительный забег или футбольный турнир. Каждый может создать свою маленькую акцию, например, с использованием платформы «Пользуясь случаем». Она позволяет просто и удобно собирать средства по случаю дня рождения или другого значимого события в вашей жизни. Можно просто попросить друзей пожертвовать на решение проблемы, которая имеет для вас значение, а можно придумать более увлекательную механику, например, формат челленджа – вызова, заставляющего человека хотя бы минимально преодолевать себя. Не обязательно сразу бежать ультрамарафон, можно, например, отказаться от алкоголя на какое-то время, попросить друзей выпить за вас и пожертвовать сумму равную цене порции вашего любимого напитка.

Просить деньги бывает сложно. Но для этого нужно только выработать привычку, считают коллеги, которые занимаются этим уже не первый год. Не нужно сразу приставать ко всем своим знакомым с целью собрать 100 тысяч. Можно поставить себе маленькую цель, попробовать собрать для начала 1000 рублей. Сразу можно предположить, кто сможет пожертвовать вам первые 200 рублей – это наверняка будут родственники и близкие друзья. В следующий раз можно немного (и даже намного 😉) расширить этот круг, ведь страх уходит именно тогда, когда появляются люди, готовые вас поддержать.

*организация внесена Минюстом РФ в реестр иноагентов