28 марта
2018
28 марта участники клуба «Социальное кино» вместе с театроведом, программным директором Большого фестиваля мультфильмов и анимационным критиком Диной Годер познакомились с одними из лучших образцов документальной анимации. Дина не только рассказала об эстетических особенностях мультипликационного кино, но и представила залу незаурядные творения режиссеров и художников, посвятивших себя этому направлению.
Дина Годер отметила, что мультипликация обладает бесспорными преимуществами при работе с социальными сюжетами. Она позволяет аниматорам обращаться к непростым темам, направлять прицел кинокамеры на предметы, которые в общественной жизни мы привыкли обходить стороной.
«Анимация дает возможность поговорить о вещах, которых ты стесняешься или боишься озвучить вслух».
Вопросы устройства человеческой психики, телесности, сексуальности с легкой руки иллюстратора преподносятся непредвзято и иронично. Документальная анимация не только отражает повседневность, но и исследует альтернативные пути, открывая перспективы для ее совершенствования.
Анимация может реконструировать события и буквально повернуть время вспять. В качестве примера эксперт привела израильский фильм «Вальс с Баширом», основанный на реальных событиях и принесший «Оскар» своему создателю – Ари Фольману. Фольман, борясь с забвением, идет дорогой психоанализа, воскрешая в памяти эпизоды Ливанской войны, в которой он участвовал будучи мальчишкой.
Трогательные и одновременно трудные истории, помогающие осознать злободневность проблемы инвалидности, сложности социализации людей с физическими и психическими отклонениями, нашли особенный отклик у публики.
«Сюжет болезни очень важен для анимации. Большая часть фильмов посвящена ментальным заболеваниям. Жанр позволяет погрузить зрителя в мир человека с особенностями восприятия, в то, как он думает и чувствует, попытаться увидеть все его глазами».
Талантливые мультипликаторы превращают стороннего наблюдателя в непосредственного участника событий, способного к подлинной эмпатии и сочувствию.
Анимационный фильм – не просто развлечение для детей. Успех западной мультипликации доказывает, что анимация является реальным инструментом для работы с социальной тематикой. Автор мультипликационного кино высказывается оригинально и доходчиво. Развитие жанра, способного перенести любой сюжет в фантазийное измерение, может стать ключом для разрешения общественных противоречий с помощью искусства.
Текст: Елизавета Пашковская
Клуб «Социальное кино» центра «Благосфера» – место встречи тех, кто любит смотреть и обсуждать актуальное качественное кино и проблемы, которое оно поднимет. В дискуссиях после показов принимают участие режиссеры, продюсеры, актеры и герои обсуждаемых фильмов, а также представители общественных организаций, помогающие решать проблемы, с которыми сталкиваются герои фильмов. Это отличный способ узнать о сфере благотворительности и социальной активности для тех, кто пока от нее далек.