Презентация результатов исследования “Благотворительность в словарях и на словах”

Приглашаем журналистов и представителей общественных организаций найти ответ на этот вопрос

21 мая

11.00

В чем противоречие между словарными значениями и современным языком благотворительности? Приглашаем журналистов и представителей общественных организаций найти ответ на этот вопрос на презентации результатов исследования «Благотворительность в словарях и на словах» в «Благосфере».

Филологи изучили исторические словари русского языка, толковые словари, словари синонимов, а также электронный «Национальный корпус русского языка» (который содержит более 600 млн слов и включает тексты разной жанровой принадлежности с середины XVIII века до наших дней), чтобы выяснить все возможное о «благотворительности», «филантропии», «донорстве», «благополучателе» и других словах, которые принято употреблять в контексте благотворительной деятельности.

В какие временные периоды эти слова употреблялись чаще, в какие реже? Какие значения за ними закрепились? В чем основные противоречия между закрепленной словарями языковой нормой и современной лексикой – как общеупотребимой, так и «профессиональной» (внутри филантропического сообщества)? И каковы смысловые риски использования тех или иных терминов профессионального «благотворительного языка»?

К примеру, можно ли считать «благотворительность» и «спонсорство» синонимами? Какие значения слова «донор» фиксируют словари и совпадают ли они с языковой практикой? Кто и когда занимается «меценатством»?

Исследование «Благотворительность, донорство, меценатство, филантропия: историческая справка и современное состояние терминов» проведено коллективом филологов Уральского федерального университета под руководством доктора филологических наук, члена-корреспондента Российской Академии наук Е.Л.Березович по заказу Центра исследований филантропии и социальных программ бизнеса ВШЭМ УрФУ при поддержке фонда «Умная среда».

Результаты исследования представят:

ЕЛЕНА ЧЕРНЫШКОВА, директор Центра исследований филантропии и социальных программ бизнеса ВШЭМ Уральского федерального университета им. Б.Н.Ельцина

АННА ПЛОТНИКОВА, доктор филологических наук, профессор, директор департамента «Филологический факультет» Уральского федерального университета им. Б.Н.Ельцина

АЛЕКСЕЙ ГЛАЗЫРИН, генеральный директор группы компаний «Ньютон» и учредитель Благотворительного фонда «Умная среда»

Вход по предварительной регистрации 

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ

 

СПРАВКА:

Центр исследований филантропии и социальных программ бизнеса создан в 2018 году как совместный проект Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета и Благотворительного фонда «Умная среда».

Цель проекта – создание центра академических знаний и компетенций в сфере развития филантропии и негосударственных социальных программ, платформы федерального значения для диалога между частными донорами, государства и бизнеса в сфере развития социальной сферы и механизмов решения конкретных социальных проблем.

В числе приоритетных задач центра на ближайшие годы:

– исследования современных тенденций развития частной филантропии в сотрудничестве с ведущими университетами и исследовательскими центрами России и мира, в том числе – создание в России стандарта предоставления данных по развитию филантропии, сравнимых с данными по другим странам мира;

– изучение современного мирового опыта, принятых в мировой науке теорий развития филантропии и социальных программ бизнеса, популяризация современного научного знания в профессиональной и широкой аудитории;

– создание словаря профессиональных терминов, включая уточнение значений и определений наиболее распространенных понятий в сфере филантропии;

– анализ и мониторинг направлений и глубины влияния бизнеса на развитие и специфику  филантропического сектора в России и других странах с переходной экономикой (странах БРИКС).