18 декабря
2017
Какие поступки кажутся некоммерческим организациям неэтичными и как с этим жить, обсудили в медиаклубе «АСИ-Благосфера». Встреча проходила «при закрытых дверях», корреспондент АСИ выделил основные болевые точки и предложения, сделанные ее участниками.
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Одна из главных проблем, которую некоммерческие организации считают показателем неэтичности коллег, — плагиат идей. У многих проектов и социальных моделей, применяемых НКО, есть первоисточник, но некоторые организации предпочитают об этом забыть и объявляют себя первооткрывателями. Авторы этих идей считают такое поведение проявлением неуважения и обеспокоены тем, как эти проекты могут повлиять на их репутацию. Кроме того, все чаще возникает проблема плагиата названий, который свойственен не только мошенническим организациям, но и обычным НКО.
Неэтичное поведение встречается и при партнерстве НКО. Один из партнеров может покинуть проект, забрав с собой его концепцию, а затем осуществить его самостоятельно. Стороны могут не соблюдать договоренности и не выполнять свои обязательства, а ответственный за партнерский проект человек может оказаться «козлом отпущения», который делает всю работу и не получает помощи со стороны коллег. Некоторые организации обеспокоены нетерпимостью лидеров сектора к чужому мнению или к другим НКО.
Некоммерческие организации также считают неэтичным осуждать в социальных сетях за ошибки в работе своих коллег по сектору. Не приветствуются также и навязчивые советы о том, «как правильно». С другой стороны, есть многопрофильные организации, которые не слишком хорошо разбираются в узкоспециализированных проблемах, но не считают нужным обращаться за советом к экспертным организациям. В результате качество помощи подопечным оказывается под угрозой.
«В секторе есть некая разлаженность, мы все тянем одеяло на себя и считаем себя экспертами во всем. В результате, вместо того чтобы сказать что-то хорошее про весь сектор, мы говорим что-то плохое про других, вроде бы выставив в хорошем свете собственную организацию. Но сам сектор и его развитие оказывается под угрозой. Это часто делается не специально. Просто кто-то не подумал, что другой может быть более экспертен в той или иной теме. Лучше придите к своим коллегам и задайте вопрос», — советует одна из участниц медиаклуба.
Кодекс этики НКО
Эксперт медиаклуба Надежда Серякова, основатель Национальной академии этикета и протокола InterProtocol, предложила НКО определить, какие проблемы действительно разрушают отношения в секторе и вместе обсуждать их на публичных площадках. По ее словам, чем чаще тема этики коммуникаций между НКО будет подниматься, тем скорее снимутся существующие проблемы.
По мнению Надежды Серяковой, необходимо написать план конкретных шагов для установления этических отношений внутри сектора и определить, кто начнет осуществлять эту инициативу.
Александра Ливергант, директор по связям с общественностью фонда «Выход» предположила, что проблемы плагиата в секторе можно решить созданием открытого реестра с перечислением названий, а наладить этическую коммуникацию поможет специальный кодекс чести или этики, который есть во многих сферах деятельности человека.
Однако НКО уточнили, что такой кодекс уже обсуждался в секторе, и организации оказались не готовы к созданию подобного формализованного документа. «Любая формализация может убить инициативу. Тем более у организаций разные возможности и разные стадии развития», — уточнили участники медиаклуба.
Как отметила Елена Темичева, директор по коммуникациям и стратегическому развитию центра «Благоcфера», этика станет неотъемлемой частью всей деятельности НКО, когда эта тема будет обсуждаться не только в закрытых группах в социальных сетях, но и на площадках ресурсных центров НКО наравне с фандрайзингом и другими привычными темами. Кроме того, постоянной площадкой для обсуждения этики в некоммерческом секторе планирует стать и сам центр «Благосфера».
Медиацентр «АСИ-Благосфера» — это совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий в сфере коммуникаций с участием профессионалов для НКО, сообществ, граждан.
Ольга Воробьёва, Агентство социальной информации
Оригинал доступен по ссылке
Деятельность Медиацентра поддерживается в том числе с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.