20 сентября
2017
Вместе с коллегами по некоммерческому сектору мы обсудили: Что такое «детская» благотворительность? Какова мотивация участия в ней у детей разного возраста? Как задействовать родителей, учителей и школы? Как вовлекать детей в благотворительность и волонтерство и что им это дает, по итогам медиаклуба рассказал корреспондент Агентства социальной информации:
Учитель плохому не научит
По словам выпускницы лицея № 1535 Анастасии Симоновой, многие школьники в старших классах хотят заниматься благотворительностью, но не знают, как это можно делать.
«Тебе все время кажется, что сам ты не можешь заниматься благотворительностью, ведь ты школьник, и у тебя нет никаких собственных финансовых ресурсов. Ты хочешь как-то помогать другим, но не знаешь как. Мне кажется, нужен шаг со стороны взрослых, которые направят тебя в нужное русло», — говорит Анастасия Симонова.
Пять лет назад, когда Анастасия была в десятом классе, ее учитель английского языка Ирина Петрущенкова предложила организовать в лицее благотворительную ярмарку в поддержку фонда «Подари жизнь». Для этого в учебном заведении создали инициативную группу школьников. На сайте фонда они прочитали про детей с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями, которым нужна помощь, и рассказывали об этом своим друзьям.
С тех пор лицейская ярмарка проходит ежегодно — в 2017 году ей удалось собрать 1,4 млн рублей. В ней участвуют не только учащиеся, но и их родители, жители ближайших домов, ученики из других школ. Программу в основном разрабатывали учителя: на благотворительной акции за пожертвование можно было купить еду и поделки, посетить мастер-класс. Здесь же открылось музыкальное кафе и рынок «Садовод», где желающие моли приобрести рассаду.
«Мне кажется, ты становишься личностью, когда делаешь что-то для других. И осознание того, что ты действительно можешь помочь другим людям казалось бы небольшими усилиями, действительно тебя воспитывает, делает взрослее, старше. Это и хороший опыт с точки зрения организации – учишься работать в команде», — рассказала выпускница лицея.
Волонтерские «уроки»
По мнению директора Благотворительного фонда «Созидание» Елены Смирновой, детям нужно честно рассказывать, чем занимается фонд, как ребенок может ему помочь, и давать им возможность лично участвовать в его работе. Поэтому «Созидание» приглашает детей помогать фонду в качестве волонтеров. На такие «уроки» фонда школы и родители записывают своих детей на год вперед. Они проходят четыре раза в месяц.
«Мне не нравится, когда ты просто сидишь и рассказываешь, что есть люди, которые нуждаются, им нужно помогать, ведь им так плохо. В фонд приходит много писем от людей, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Дети читают письма и сами собирают необходимые вещи, которые мы отправляем в регионы. Вещи есть в фонде, поскольку у нас большая дружественная сеть с несколькими магазинами и к тому же нам передают вещи, бывшие в употреблении. Дети и сами часто приносят с собой вещи, книжки, игрушки. Они видят, откуда пришло письмо и знают, кому они помогли. Например, увидев, что письмо из села в Забайкальском крае, они идут к нашей социальной карте на стене и ищут это место», — поделилась Елена Смирнова.
Уроки о людях с инвалидностью
От общественной организации «Перспектива» в школы ездят люди с инвалидностью, близкие к школьникам по возрасту, и отвечают на вопросы учащихся. Такие «турне», например, делает Дженет Базарова — девочка с несовершенным остеогенезом. Участники «уроков доброты» не боятся отвечать на вопросы детей о том, лечится ли их заболевание и могут ли они ходить, рассказывает координатор проекта «Развитие лидерских качеств у детей с инвалидностью» РООИ «Перспектива» Наталья Лютикова.
«Реакция довольно разная – кто-то относится с опаской, кто-то — с интересом, — говорит Анна Ескина, специалист проекта «Перспективы». — Наши ребята пытаются развеять стереотипы, рассказывают про свою жизнь, хобби, увлечения. Школьники понимают, что люди с инвалидностью такие же, как и они, и у них возникает желание с ними общаться… Они спрашивают про любимые книги и фильмы».
Уроки о животных
«Программа «Уроки доброты» — одна из самых тяжелых, потому что не каждый умеет разговаривать с детьми», — считает и.о. директора Международного благотворительного фонда помощи животным «Дарящие надежду» Светлана Сафонова. — Мы стараемся на любую проблему посмотреть с позитивной точки зрения и объяснить ребенку и взрослому, что любую проблему можно решить, и все страшные истории с животными происходят, в первую очередь, из-за людей».
В течение трех лет фонд проводит уроки о помощи животным в школах, котокафе и практически на всех своих мероприятиях. Дети в том числе помогают организации как волонтеры — подсчитывают количество собранного корма для приютов. Пока фонд охватил 300 школ в Москве и Подмосковье. Его волонтеры проводят уроки и в других городах — в Казани, Нижнем Новгороде, Курске.
Уроки от будущих учителей
Фонд «Образ жизни» привлекает к обучению детей благотворительности студентов Московского городского педагогического университета. Для этого они ходят на специальные лекции, посещают приюты, дома престарелых и потом рассказывают школьникам о своем личном опыте. По словам представителя фонда «Образ жизни» Олеси Юдушкиной, образовательное волонтерство нужно развивать и объединять для «уроков» студентов из других вузов.
Экологические уроки
Некоторые организации предлагают учителям самим провести тематический урок для своих учеников. Зеленое движение России «ЭКА» подготовило информационный пакет для проведения уроков об экологии. Проект «Экокласс» охватил около 15 тыс. школ по всем регионам России. По подсчетам участников движения, уроки о сбережении воды и раздельном сборе отходов прошли для полутора миллионов учеников.
«Сам урок проводит учитель. Наша задача – сделать презентацию «под ключ», чтобы у него ушло около двух часов на подготовку, и прийти к тиражируемой упаковке. Эта история начала передаваться от учителей к учителям. Рост аудитории был с тысячи до 8 тысяч к концу первой волны уроков», — рассказал Петр Игнатов, руководитель внутренних и внешних коммуникаций движения «ЭКА».
Тем не менее, по словам учителей, многие педагоги, не связанные с некоммерческим сектором, не знают о возможности провести такой урок. В то же время попытки НКО подружиться со школами через департамент образования не особенно успешны. В некоторых случаях организациям помогают ресурсные центры для НКО.
Видеозапись встречи доступна по ссылке
Медиацентр «АСИ – Благосфера» — совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий в сфере коммуникаций с участием профессионалов для НКО, сообществ, граждан.