Если врач принимает от пациентов деньги в качестве благодарности за лечение, делает ли это его участником коррупционной схемы? А если не деньги, а коробку конфет или банку огурцов? Есть ли место неформальным платежам в современной медицинской системе? И если нет, то как это контролировать? Эти и другие вопросы обсудили вчера в Благосфере участники публичной дискуссии «Антропология неформальных платежей в медицине: как традиция благодарить врачей влияет на качество медицинского образования и лечения», организованной Фонд профилактики рака.
«Несмотря на то, что неформальные платежи – это, несомненно, плохо, в нашей стране они привели к сохранению медицинской системы. Долгие годы именно это позволяло советской и затем российской медицине существовать хотя бы в какой-то форме. В 90-е годы большинство врачей, которые не ушли из медицины, остались именно благодаря тем деньгам и подаркам, которые им несли больные», – рассказывает Павел Бранд, врач-невролог, кандидат медицинских наук, автор книги «На нервной почве: познавательная медицинская мифология»
«Коррупционная система в медицине, когда неформальные платежи становятся своеобразной валютой успеха, мешает молодым специалистам расти и приносить пользу. Необходимо исследовать эту систему и обязательно продолжать этот разговор! Как бороться, бороться ли вообще и что делать дальше – это должны решать российские доктора. Я хотел бы, чтобы именно они решали этот вопрос, а не следственный комитет, правоохранительные органы или Минздрав», – говорит Вадим Гущин , хирург-онколог, директор отделения гастро-интестинальной онкологии клиники Mercy (Балтимор, США), соучредитель образовательного проекта Фонда профилактики рака Высшая школа онкологии.
Ольга Гольдман, директор Служба Ясное утро, рассказала об опыте общения с онкологическими больными и их близкими, накопленном за годы работы службы. По мнению консультантов службы, пациенты платят врачу главным образом за персональное отношение к себе:
«Покупая ботинки, вы можете оценить, хорошие ли они, дырявые ли, какого они цвета – у вас есть инструменты, чтобы понять, нужны ли они вам. Когда пациент приходит к врачу, у него нет инструментов для того, чтобы разобраться – подходит ли ему это лечение, хороший ли это врач, правильно ли его обследуют. Находясь в уязвимой ситуации, человек нуждается в персональном отношении, чего наша российская «потоковая» медицина не в силах обеспечить. Есть ощущение, что деньги помогают именно в укреплении отношений с врачом».
Спектр неформальных платежей действительно очень велик – начиная от тех случаев и сумм, когда невооруженным взглядом видно грубую взятку, заканчивая банкой собственноручно засоленных огурцов от благодарной пациентки, которая не желает принимать отказ.
«Бывает, что пациенты, особенно пожилые, очень хотят отблагодарить врача. “Вы нас обижаете!” – говорят они в ответ на отказ. Это вопрос менталитета. Если у человека от всей души возникло желание выразить благодарность, возможно, это не так уж плохо», – комментирует Александр Петровский, заместитель директора по развитию онкологической помощи в регионах ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, к.м.н.
«Проблемы ”недостойного правления” в большой системе распространяют отсутствие доверия на все ее элементы. В нашей стране уже не доверяют институтам – образованию, полиции, медицине – доверяют только человеку, тому, кого знают», – подчеркивает Анна Темкина, профессор факультета политических наук и социологии и со-директор программы гендерных исследований Европейского университета в Санкт-Петербурге.
В качестве важной меры по контролю за неформальными платежами эксперты выделяют создание сильного и принципиального профессионального сообщества врачей, которое однозначно осуждало бы подобные ситуации, которые неизбежно ведут к дифференциации отношения к пациентам.
«Я вижу три шага, которые могут привести к изменению системы: создать справедливую оценку ОМС и открыть равный доступ к нему всем клиникам; полностью убрать маршрутизацию и обеспечить свободу перемещения пациентов между учреждениями; принципиально и публично обозначить проблему снизу: “Мы, врачи (пусть небольшая группа, пусть хотя бы 10 человек!), больше не будем брать благодарности от пациентов, и в связи с этим требуем зарплату, которая позволит нам каждый день доезжать до работы на метро и по-человечески питаться!”» – рассуждает Илья Фоминцев, исполнительный директор Фонда профилактики рака.
Полную видеозапись обсуждения можно посмотреть здесь.