Журфак МГУ и Благосфера вновь провели круглый стол

На этот раз мы обсудили практику создания нишевых социальных медиапроектов

В рамках конференции «Журналистика в 2019 году: творчество, профессия, индустрия» 7 февраля на факультете журналистики МГУ состоялся круглый стол «Социальная журналистика: новые медиапроекты в цифровой среде». Участники обсуждения – создатели и редакторы медиапроектов, исследователи и преподаватели факультетов журналистики российских вузов, – постарались оценить набирающую обороту практику создания медиа на «узкие» социальные темы и разобраться, на какие запросы аудитории они отвечают.

В обсуждении приняли участие представители «PROFILAKTIKA MEDIA», «Милосердие.ру», «Бережно к себе», «Насилию.нет» (организация внесена Минюстом РФ в реестр иноагентов) и других медиапроектов. Организаторами круглого стола выступили факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова и центр «Благосфера»

Профессиональные медиаресурсы, которые не просто выполняют базовые функции СМИ, но и сознательно способствуют решению социальных проблем, явление не новое. Но в последнее время наблюдается некоторая тенденция: не профессиональные редакции и СМИ «отращивают» у себя такие новые функции, и все больше ресурсов создаются «с нуля» как общественные проекты, с профессиональными медиакомандами.

Концепции таких медиа изначально предполагают наличие важной социальной функции – содействие решению социальной проблемы как минимум через привлечение к ней внимания, но не только.

Рассказывая о работе таких проектов, спикеры круглого стола объяснили, какие задачи ставят перед собой их медиа и какие механизмы содействия решению социальных проблем закладываются в концепции редакций.

«Наша первая задача – это привлечение внимания к остро стоящим социальным проблемам, к страданиям людей, которые рядом, – объясняет Юлия Данилова, главный редактор «Милосердие.ру». – Вторая – просвещение, разъяснение довольно узких, но важных тем: например, про психоневрологические интернаты или жизнь людей с синдромом Дауна. Но есть и третья задача – это помощь в продвижении общественных организаций, привлечение внимания к ним и проблемам, которые они решают».

«Как говорил герой одного фильма, мы понимаем, что не можем прекратить ад, но можем немного объяснить его. Это и есть задача медиа, которую мы стараемся выполнять», – говорит Мария Карнович-Валуа, консультант для женщин с репродуктивными трудностями, одна из основателей проекта поддержки мам с послеродовой депрессией «Бережно к себе».

Неслучайно такие нишевые социальные медиа вырастают по сути из общественных социальных проектов в ответ на запросы своей аудитории.

«Мы не только помогаем оглаской решить проблемы жертв насилия и просвещаем их, предоставляем инструкции, как вести себя в той или иной ситуации, но и поддерживаем женщин, обратившихся к нам», – говорит Мария Твардовская, координатор центра «Насилию.нет» (организация внесена Минюстом РФ в реестр иноагентов).

Появлению таких проектов способствует запрос читателя на уважение. Чтобы не диктовали позицию, а давали информацию, разъясняли, считает Александра Ливергант, шеф-редактор проекта о доказательной медицине и онкологии PROFILAKTIKA MEDIA. «Поэтому сейчас там важно поддерживать доказательную медицину. И если говорить о всех наших проектах, то на первом месте у всех – уважение к аудитории, общение со своими читателями на равных, без патернализма».

Такая востребованность профессиональных социальных медийных проектов у широкой аудитории объясняется тем, что поднимаемые ими темы на разных этапах жизни касаются почти всех людей, отмечает профессор кафедры телерадиожурналистики СПбГУ Марина Бережная. С ней согласна Юлия Данилова, главный редактор «Милосердие.ру»: «Люди хотят читать не только о розовом и прекрасном. У всех есть страхи, и у журналистов безграничный ресурс для привлечения внимания к таким темам. Например, один из самых читаемых материалов на нашем сайте – это инструкция о том, как хоронить своих близких. Этой публикацией при этом мало кто делился в соцсетях, а вот прочтения не убывают. Это важно, потом что рано или поздно это коснется каждого».

Социальных медиапроектов стало больше, потому что люди стали больше задумываться над этими вопросами. Мария Карнович-Валуа выразила уверенность, что ситуация заметно изменилась именно за последние годы: «Никто не отменял пирамиду Маслоу. И если человек вынужден думать только об удовлетворении первичных потребностей, ему просто некогда размышлять о глобальном. Именно так было в 90-е годы, когда у общества было слишком много проблем. Сегодня обстановка изменилась, и у людей есть возможность думать о важных проблемах, которые мы и поднимаем».

Интерес профессионалов медиа к социальным проектам, возможно, спровоцирован и кризисом политической журналистики в сегодняшней России, считает Юлия Данилова. «Журналисты уходят в НКО, создают такие проекты, просто не найдя где в журналистике применить свои силы».

Рост профессионализма структур гражданского общества, некоммерческих организаций, тоже помогает развитию социальных медиапроектов, говорит Рузанна Иванян, доцент высшей школы печати и медиатхенологий Санкт-Петербурского университета промышленных технологий и дизайна: «Мы видим профессионализм НКО, вследствие которого привлекается внимание к решаемым им проблемам. Медиа-направление в некоммерческих организациях также активно развивается, и фонды сами включаются в создание контента».

Заместитель заведующего кафедрой периодической печати факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор Татьяна Фролова уверена, что расцвету социальной журналистики способствует зрелось самого общества и развитие информационных технологий: «Советские журналисты добивались того, чтобы мы поняли: главное – это люди. И этот сдвиг в обществе наконец произошел, в том числе и благодаря современным технологиям, социальным сетям. Сегодня мы легко выходим на связь друг с другом, делимся мнениями, находим единомышленников».

Медийные проекты на стыке СМИ и общественных некоммерческих проектов – это тренд, но они, скорее всего, и дальше будут востребованы, и даже могут стать будущим социальной журналистики, считают участники круглого стола. Причин тому несколько: во-первых, видна потребность людей в освещении и подробном исследовании этих тем; а во-вторых, в таких проектах заняты профессионалы, постоянно работающие с определенной темой и способные детально раскрыть ее.

«В основе всех наших материалов – та или иная стигма общества, которую мы и пытаемся сломать, отвечая на его потребность в этом сломе, – говорит Александра Ливергант. –  И пока таких стигм не мало, к сожалению».