Какова роль новых медиа в социальной журналистике?

По следам паблик-тока на конференции АСИ и Благосферы «ЗаЧем будущее социальной журналистики?»

22 октября на конференции «ЗаЧем будущее социальной журналистики?» состоялся паблик-ток «Новые медиа в социальной журналистике». На нем создатели и ведущие популярных подкастов, Телеграм-каналов и других независимых каналов распространения социальной информации рассказали о предназначении новых медиа и их месте в современном инфополе. Модератором паблик-тока стала Елена Темичева​, директор по коммуникациям и стратегическому развитию центра «Благосфера».

Новые независимые каналы распространения социальной информации и просвещения становятся все популярнее и разнообразнее: завоевавших многотысячную аудиторию подкастов, Youtube- и Telegram-каналов больше с каждым днем. Одна из причин роста активности новых медиа – это современные технологии и интернет, которые позволяют легко запустить свой канал. Но также и возможность более личного выбора и «тонкой настройки», когда автор делает так называемое «Я-медиа» без оглядки на большую редакцию, ее задачи, редполитику и проч. ограничительные факторы.

«Мне кажется, что важная функция небольших медиа и в том числе подкастов – это показывать и транслировать разнообразие голосов. В СМИ часто гонятся за трафиком, рейтингом, монетизацией, и там, бывает, не хватает свежих мыслей, новых лиц. Зато все это сегодня есть в подкастах и на Youtube- и Telegram-каналах, запустить которые может каждый, – говорит соведущая подкаста «Норм» и соосновательница студии подкастов «Норм продакшн» Анастасия Курганская. – Мы запустились в 2017 году, и первые подкасты делали буквально на коленке. Тогда мы были не согласны с позицией большинства СМИ по вопросу гендерных устоев, новой этики и скандала с #MeToo, просто не видели в публичном поле голосов, похожих на наши. И мы решили выступить по этому поводу сами, представить другую позицию. Затем оказалось, что есть люди, которым она близка, они нашли нас, и их количество с тех пор неизменно растет».

Другая причина популярности новых медиа – это личностный подход и востребованность в обществе принципиально новых источников информации. Сегодня людям более интересны конкретные инфлюенсеры, а не «безличное» крупное СМИ, часто ставящее себя «выше» аудитории.

Григорий Туманов, журналист, сооснователь подкаста и Телеграм-канала о новой маскулинности «Мужчина, вы куда?»: «Важный момент времени – это работать собой. Я не могу сказать, что я блогер или подкастер, я работаю Гришей Тумановым. Мой подкаст родился из моего личного кризиса и оказался интересен людям, перерос во что-то большее. Я переживаю свою рефлексию – и люди, которым это тоже нужно, делают это вместе со мной. И при этом я не встаю на табуретку и не говорю, что я вас всех сейчас научу, я использую именно win-win подход, общаясь на равных».

«Превращение людей в медиа уже произошло. Сегодня каждый человек может стать медиа, может сделать из себя брэнд, – уверена Анастасия Курганская. – И мне самой интереснее следить за инфлюенсерами, конкретными людьми, которые мне приятны – Юрием Дудем, Григорием Тумановым, Анастасией Красильниковой, чем за традиционными СМИ».

При этом «я-медиа» имеют по сути те же цели, что и традиционные СМИ: информировать, просвещать, вдохновлять, давать ориентиры. Но действуют именно от первого лица. И в то же время они могут быть более эффективными в достижении социальных задач, больше вовлекать аудиторию.

Анастасия Красильникова, ведущая многосерийного проекта «Хватит!» о насилии на сервисе START: «Была ситуация, когда я подняла тему матерей-одиночек и поговорила с ними. Мне стали писать: а почему вы не поговорили с отцами их детей, почему не показали вторую сторону, журналист же должен быть объективным и обе стороны показывать? А я отвечала, что здесь я блогер, а не журналист, я просто показываю картину, которую мне показали мои герои, я не стремлюсь к всеобъемлющей объективности. А другой блогер покажет другую сторону. И люди будут выбирать, кого им интересно слушать. Новые медиа – это возможность смотреть на мир через большое количество других глаз, и это здорово».

Ирина Сергеева, автор и ведущая подкаста «Ну, па-ап!»: «Граница между журналистикой профессиональной и гражданской стерлась году в 2009-2010: уже тогда было понятно, что большие СМИ не успевают за тем, что происходит в цифровой плоскости и что гражданские журналисты стали быстрее. Сегодня по факту все вокруг стало медиа. Медиа можно сделать из пластикового стаканчика, из баннера на улице, из всего, что транслирует идеи определенной аудитории, которая должна это как-то декодировать. Соответственно, и я ощущаю себя медиа. Тем более мы решаем те же задачи, что и традиционные СМИ – просвещаем, вдохновляем…».

«Это вечная история: появились блогеры, все подумали, что журналисты исчезнут. Но у одних и у вторых разные подходы, и этого не произошло. И здорово, что у журналистов сегодня есть возможность делать свои медиа, – поделился Григорий Туманов. – Во-первых, в этом случае ты знаешь, что у тебя его никто не заберет, а во-вторых, «потолок» чуть выше или его вообще нет. Это медиа с позицией, у нас нет обязательства освещать все стороны. При этом у нас есть возможность напрямую контактировать с аудиторией: мы спрашиваем их, что их волнует, мы сами видим тенденции и привносим это в свой медиапродукт. Мы получаем обратную связь и видим, что наш контент приносит конкретную пользу».

Появление «я-медиа» меняет коммуникационную реальность вокруг. Им больше начинают доверять не только непосредственная аудитория, но и специалисты в области коммуникаций.

«Реклама лучше работает в собственных медиа, чем в больших СМИ. Когда мы делаем рекламные материалы, мы пропускаем их через себя, и наша аудитория на это откликается. Доказывает это то, что рекламодатели возвращаются к нам по много раз. Получается, это работает сегодня лучше, чем, допустим, баннеры на сайтах», – считает Анастасия Красильникова.

«Мы сегодня очень персонифицированы: есть отдельное цифровое «я», которое существует совершенно в другом виде, чем мы реальные, а с другой стороны, нам постоянно что-то рассказывают какие-то обезличенные медиа, то есть команда людей, из которой сложно выделить конкретного человека. И как контр-тренд начинается возрождение «немассовых» блогеров. Я верю, что Ольга Бузова сегодня влияет на умы меньше, чем какие-нибудь локальные ребята, у которых есть свое понятное классное комьюнити – пускай меньшее в количестве, но гораздо более приличное в качестве», – уверена Ирина Сергеева.

IV конференция «ЗаЧем будущее социальной журналистики?» проходит онлайн 22-23 октября 2020 г. Организаторы конференции – АСИ и центр «Благосфера».