Какие требования предъявляются к уровню руководителей НКО?

25 января в Благосфере состоялась обсуждение результатов качественной части исследования об актуальных требованиях к профессиональному уровню руководителей социально ориентированных НКО. Исследование было проведено в 2022 году ВЦИОМ по инициативе Фонда Потанина.

Количественные показатели были представлены в сентябре 2022 года. Теперь же предметом обсуждения стали результаты глубинных интервью и дискуссий с экспертами – руководителями НКО из разных регионов страны. Они формулировали необходимые знания и компетенции, возможные подходы к подготовке и обучению современных руководителей НКО, а также высказывали мнение по вопросу унификации и стандартизации профессиональной подготовки. При этом исследователи в своей работе не отходили от количественных данных. Такой комплексный подход – большая редкость.

Качественное исследование проводилось с декабря 2021 года по июль 2022 года.

«Наша основная цель в том, чтобы такого рода исследования помогали сектору развиваться. Есть много вопросов. Но чем больше мы получаем ответов, тем легче нам сделать следующий шаг в развитии. Уверена, что сегодняшняя презентация подтолкнет нас к более длительному обсуждению на схожие темы и на других площадках. И что-то новое будет внедряться в нашу практику», – сказала Оксана Орачева, генеральный директор БФ Владимира Потанина.

Базовые и продвинутые требования к руководителю НКО

Набор базовых требований, сформулированных по результатам исследования, трудно разделить на профессиональные и личностные, отмечает представитель ВЦИОМ Екатерина Юшкина. Среди них понимание особенностей сектора; юридическая, финансовая грамотность; стратегический и операционный менеджмент; умение выстраивание продуктивные отношения с людьми, управления конфликтами и т.д.

 «Я бы выделила в soft skills две ключевые вещи – системное и критическое мышление для оценки баланса сил конкретной НКО в конкретной ситуации, которые позволят осмыслить и принять решение, в том числе чему необходимо поучиться, каких знаний не хватает», – отметила в дискуссии, генеральный директор D-Group.Social Инга Моисеева.

Наряду с этим есть и ряд продвинутых требований, такие как стратегическое- и дизайн-мышление, GR, PR, маркетинг, коммуникации, продвинутые знания в области финансов и управления персоналом.

Запрос и ресурсы для обучения

Красной нитью через исследование проходит вывод экспертов о возрастающем запросе на обучение. Проблема в обучении руководителей и сотрудников НКО в том, что очень много уходит на рутину. Есть ли в секторе ресурсы для профессионализации, когда многие организации заняты выживанием?

«Повышенная турбулентность и вопрос выживания, наоборот, обострили тему профессионализации. Многие качества руководителей НКО стали еще более востребованными – оперативное планирование, дигитализация, навыки фандрайзинга, привлечение грантовых средств», – считает Елена Тополева-Солдунова, директор Агентства социальной информации.

По мнению Татьяны Константиновой, советника «Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение», есть три подхода к вопросу обучения. Есть люди, которым нравится развиваться, они все время ищут что-то новое в любой своей деятельности. Другие начинают учиться в зависимости от ресурсов, которые есть в организации. И третье, когда повышается уровень задач и люди понимают, что им не хватает компетенций, чтобы их решить.

Где эти навыки получать?

Академическое образование – неповоротливое, оно не успевает за сектором, отмечают участники исследования. Есть большое количество образовательных продуктов, но они не всегда адаптированы и практикоориентированы к реалиям сектора НКО. При выборе бизнес-курсов стоит ориентироваться на отзывы коллег. Но больший эффект дают профильные курсы с привлечением лидеров сектора и полным циклом сопровождения, включая поддержку онлайн.

Унификация требований

Исследование показало, что сектор не испытывает потребности в унификации требований – сложно применять одни и те же критерии к руководителям крупных и небольших организаций. Более актуальна и востребована унификация специалистов среднего звена (фандрайзеры, юристы, бухгалтеры и др.).

Запрос на стандартизацию

Стандартизация формализованных требований к руководителю НКО – вопрос дискуссионный. Ее понимают по-разному: как ориентир в работе и как некий трафарет – при попытке установки извне он превратится в формальность, опасаются представители НКО.

Во многих индустриях есть профессиональные ассоциации, которые вырабатывают правила игры для крупных игроков. В третьем секторе стандартизация мало проявляется в вопросах саморегулирования – один из немногих примеров внутрисекторальной инициативы – коалиция «Все вместе против мошенников».

Стандартизация в секторе скорее отражается в информировании или рекомендациях по работе. Например, в стремлении организаций соответствовать грантовым требований или верификация на фандрайзинговых платформах (Добро Mail.ru, Planeta.ru и т.п.).

«Мы неосознанно все равно движемся в сторону внутренней стандартизации. Мой любимый пример – публичная отчетность. Если 10 лет назад они были не так распространены, то сегодня это практически требование к организации. И роль руководителя в том, чтобы отслеживать этот процесс, запланировать и выполнить. Для этого и требуется определенный набор компетенций», – отмечает генеральный директор D-Group.Social Инга Моисеева.

Результатом работы исследователей также стал отдельный документ «Проблемы качества управления и возможные траектории для ее решения». По словам представителя ВЦИОМ Алексея Верижникова, доклад фиксирует самодиагноз сектора о проблемах с качеством управления. Крупные фонды чаще показывают высокий уровень управления, тогда как меленькие организации управляются более интуитивно – многие идут в них ради «спасения мира» и профессиональные качества отходят на второй план.

На рынке труда сегодня от кандидата ждут наличие компетенций, которые необходимы в моменте. Каждый год эти запросы будут обновляться в соответствии с трендами.

«В НКО зачастую сотрудники выполняют сразу несколько функций на одной позиции. Это, вообще, один из стимулов приходить в сектор – здесь всегда есть возможность учиться!», – говорит руководитель социальных проектов и программ АСИ Ольга Дроздова.

Ознакомиться с презентацией результатов исследования «Актуальные требования к профессиональному уровню руководителей СО НКО» можно на сайте Фонда Потанина.