26 октября ежегодная конференция «Медиа/НКО}профи» собрала в пространстве Благосферы 163 участника – федеральных и региональных журналистов, освещающих социальные темы и экспертов. Конференция была посвящена трендам и состоянию социальной журналистики в стране.
В текущем году в российских СМИ было 234,5 тыс. упоминаний сектора НКО, большая часть из них (73%) традиционно в региональных изданиях, меньше четверти – в федеральных (27%). О работе НКО преимущественно пишут интернет-издания (73%).
Об этом говорят результаты ежегодного медиаисследования «Освещение в СМИ и социальных медиа деятельности негосударственных некоммерческих организаций в России». Исследовательская группа ЦИРКОН подготовила его по заказу Агентства социальной информации (АСИ) при поддержке Фонда Потанина.
Изменение текущей повестки привлекло внимание общественно-политических СМИ – их доля в общем количестве публикаций выросла до 43% (годом ранее – 28%). В то же время, исследование показывает стремление государства к позиционированию как ключевого благотворителя. Гражданское общество зачастую упоминается в контексте, что его поддерживает государство.
Тенденция заметна и по количеству упоминаний организаций (в тройке с отрывом ФПГ, «Россия – страна возможностей», ПФКИ) и лидеров мнений. В топ-5 по цитируемости за год детский омбудсмен Мария Львова-Белова, учредитель БФ «Вера» Анна Федермессер, гендиректор ПФКИ Роман Карманов, гендиректор Фонда Тимченко Мария Морозова и директор АСИ Елена Тополева-Солдунова.
«На мой взгляд, журналисты подхватывают темы, которые отзываются на очень понятные эмоциональные триггеры… Берут публикации, которые не содержат политического контекста, пишут о нестигматизированных группах, которые не вызовут вопросов у аудитории. Чаще всего – животные, дети, старики. С ними понятно, как работать, со стигматизированными группами не понимают, что делать и как о них писать», – отметила Рузанна Иванян, доцент кафедры журналистики и медиатехнологий СМИ Высшей школы печати и медиатехнологий СПбГУПТД.
Чаще темой СМИ становится прямая адресная помощь (44% публикаций), говорит статистика. Типичные благополучатели – люди в трудной жизненной ситуации и животные. Новая группа – участники СВО, о них много пишут, но не понимают, как раскрывать их проблемы, считает Рузанна Иванян.
Одной из резонансных тем в сентябре стала острая проблема бездомных животных и их нападение на людей. Однако, мало кто углублялся в тему, а публикации привлекли аудиторию как раз ввиду неадекватного освещения проблемы, считают эксперты.
«Каждый журналист – это потенциальный правозащитник. Хорошо, когда журналисты и НКО работают в связке. Раньше был тренд, когда журналисты становились сотрудниками НКО, и они даже начинали иначе работать – писать материал, не просто чтобы хайпануть, а чтобы что-то действительно изменить. Важно воспитывать в журналистах желание менять мир. Изначально этот институт создавался не только для того, чтобы информировать, а чтобы что-то менять», – отметила Ева Меркачева, обозреватель газеты «Московский комсомолец».
Практика, о которой говорит эксперт есть и сегодня. При освещении социальных тем небольшие редакции также прибегают к взаимодействию с общественными помощниками. Редакции местных СМИ участвуют в формировании гражданского общества на местном уровне.
В тренде журналистика действия. В то же время, все еще существует сложность взаимодействия СМИ и некоммерческих организаций, когда участие журналистов подразумевается, как само собой разумеющееся.
«Взаимодействие со СМИ – это тоже работа. Ваши темы могут быть важными, но важно понимать, куда вы с этой темой идёте и как вы её подаёте. Какого-то списка запрещённых тем нет, журналисты отталкиваются только от интересов своей аудитории. Проблема взаимодействия почти всегда в том, что у НКО нет ресурса, чтобы заниматься этим на профессиональном уровне. Персональный подход к СМИ – залог того, чтобы о вас писали», – отметила Екатерина Алеева, шеф-редактор Forbes Life.
В ходе конференции вместе с медиаюристом также разобрали тему новых веяний и ограничений законодательства, касающиеся СМИ и других авторов контента. Отдельная лекция психолога и коуча была посвящена работе со стрессом для медиа и НКО.
Организаторы конференции — Агентство социальной информации и Центр «Благосфера» при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина (проект «НКО-профи»), Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт».