Ольга Алексеева – человек, без которого невозможно представить существование современных благотворительных фондов и некоммерческих организаций, человек, благодаря которому в современной России стала развиваться филантропия. Ольга Петровна окончила журфак МГУ, писала о социальных проблемах и развитии НКО в России. С 1993 года Ольга работала в международной благотворительной организации Charities Aid Foundation, а в августе 2010 года создала собственный проект – благотворительный фонд Philanthropy Bridge Foundation. Ольга Алексеева – автор некоммерческих бестселлеров «Третий сектор, или Благотворительность для «чайников»» и «История доверия в недоверительные времена», которые стали пособием для НКО. Ольга Алексеева умерла в 2011 году.
Когда в магазине вам продали цветной телевизор, который через неделю забыл, что он цветной, а мастер разводит руками: “Заводской брак! ” – кто вам поможет защитить ваши права как потребителя? Правильно, общество защиты прав потребителей. Без их юриста и боевого актива, знающего наизусть все под прилавочные инструкции магазинов вам денежек своих не вернуть и телевизор не посмотреть. А общества защиты прав потребителей кто создает? Конечно же, не магазин. И даже не Департамент торговли. Мы с вами.
Когда вашего единственного сына с его плоскостопием и язвой забирают служить в “горячую точку”, куда вам бежать сломя голову? В Комитет солдатских матерей. Там отцы и матери, такие же как вы, которым не хочется ждать милости от военкомата.
Когда ваш ребенок тяжело заболел и дома стены перестали помогать, кто первым придет на помощь? Общество родителей с детьми-инвалидами.
Когда вашу мечту стать великим ученым, музыкантом, танцором вы с безнадежным вздохом прячете под кроватью, кто сможет открыть дверцу к славе? Программы и фонды поддержки молодых талантов.
Когда вы один, как сыч, сидите в квартире и не знаете, чем заняться – вдруг вас приглашают вместе строить церковь или сажать лес или просто открывать новые земли. Кто приглашает? Да люди, как оказалось, живущие рядом.
Это все третий сектор – некоммерческие организации, созданные людьми для решения проблем или воплощения идей или просто для того, чтобы быть вместе. Самодеятельный театр… туристический клуб … школа клоунов… Это все третий сектор.
В дороге от работы до магазина вы живете один, может быть, с семьей, не заботясь о том, что там – за поворотом.
Но если случилась беда, если вы чувствуете, что жизнь подходит к концу, а истрачена зря, или наоборот только начинается, вот-вот должна начаться… Или вы устали доказывать на кухне, что вы действительно что-то открыли…
Вы ищете таких же как вы. Стремящихся выбраться из горя или “протолкнуть” что-то новое, или просто уставших от одиночества. Теперь вы вместе, пусть даже вас два с половиной человека и денег нет. Вы сможете решить проблему.
Вы – третий сектор. Кто-кто? Именно вы.
Что такое третий сектор?
Представим себе круг, разделенный на три части. Помните геометрию? С трудом… Эти части круга называют секторами. Теперь на минуточку допустим, что весь этот круг – наше с вами общество.
Государство – это первый сектор
Государство, по нашему же с вами выбору — как бы это ни звучало странно в нашей стране, но это так — управляет нашей жизнью. Оно отвечает за порядок на дорогах и работу светофоров, здоровье экономики и защиту границ, выплату пенсий и социальных пособий. Государство – это первый сектор общества. Оно заботится обо всех в целом, в массе, в толпе, не обращая внимания на “заморочки” отдельного гражданина.
Бизнес — это второй сектор
Бизнес заваливает нас теперь товарами и услугами. Пытается, как на добром старом Западе, дойти до каждого, предложив индивидуальные колготки. Все бы хорошо, но бизнес требует за это денег. Чем индивидуальнее, тем дороже. Хочешь – плати. Не можешь – проваливай. Иначе бизнесу нельзя — разорится. Бизнес — это второй сектор общества, заботящийся о нас за наши кровные рубли.
Некоммерческие организации — третий сектор
И, наконец, остался третий. Кто же он? Это объединения людей, собравшихся вместе, чтобы помочь себе и другим не с целью извлечения прибыли. Это ассоциации пчеловодов и туристические клубы, благотворительные фонды и экологические группы. Это те, кто не смирился с ситуацией, не ждет милостей от природы. Те, кто, объединившись, пытаются что-то изменить в своей жизни сами. Некоммерческие организации, объединения людей, собравшихся не для извлечения прибыли – это третий сектор.
Все-таки непонятно, чем он от остальных отличается.
В отличие от политических партий организации третьего сектора или, как их еще называют, некоммерческие организации, не стремятся что-то менять чужими руками – свергнуть одного правителя и поставить другого, побаловаться революцией.
В отличие от государства организации третьего сектора не объединены в единое целое, не имеют жесткой иерархии, не содержатся полностью на бюджетные деньги.
В отличие от бизнеса создатели некоммерческих организаций не распределяют прибыли между собой, даже если прибыль у них есть, не “навариваются” на проблеме, а пускают все средства на ее решение. Третий сектор, как и бизнес, тоже стремится дойти до каждого, только с точностью до наоборот. Чем беднее человек, чем труднее ему живется, тем больше внимания к нему со стороны некоммерческих организаций.
Так вот, значит, зачем он…
У врачей-онкологов, борющихся с раком, есть такое понятие “качество жизни”. Это когда больной, пусть даже умирающий, имеет возможность узнавать мир и радоваться, быть с близкими, даже влюбляться, не испытывать боли и не страдать от страха.
Некоммерческие организации улучшают качество жизни для всех нас, не требуя за это “золотых”. В этом их главное предназначение.
Некоммерческие организации:
- защищают ваши права;
- помогают в беде;
- разбивают одиночество;
- не дают умереть таланту;
- поддержат в новом деле.
Некоммерческие организации существуют во всем мире. Среди тех, кто создает некоммерческие организации, есть экологи и психологи, врачи, инженеры, учителя, даже слесари-сантехники или затяжчики носовой части обуви…
В Соединенных Штатах Америки есть одно очень смешное общество. Называется оно “Проект Жираф” и объединяет людей, которые не боятся рисковать своим личным временем, силами, иногда здоровьем и жизнью, чтобы помочь другим, чтобы что-то изменить в сером течении дней. Среди жирафов есть десятилетний мальчишка, посадивший в городе сад, и спасатель доброволец, и наш кировский мужик, вырывший пруд для своей деревни. Девиз жирафов: “Stick your neck out! Не бойся высунуться”.
Третий сектор – поистине огромный и увлекательный – это как раз и есть те самые люди, которые не боятся высунуться. Он наполнен “жирафами”, старыми и молодыми, толстыми и тонкими, богатыми и бедными, веселыми и серьезными, которым не страшно быть чуть-чуть самостоятельнее, высунуться, рискнуть, чтобы и им, и другим вокруг жить стало немножко легче. Самое интересное, “жирафы” ничуть не страдают от того, что “высовываются”. Наоборот, они говорят, что, помогая другим, работают прежде всего на себя, потому что это приносит в их мир гармонию.
Вы тоже можете стать одним из “жирафов”, это совсем несложно. И разделить их смешной девиз, который с полным правом можно отнести ко всему третьему сектору: “Не бойся высунуться!”