Какие вызовы стоят сейчас перед некоммерческим сектором и какие процессы в работе НКО можно наладить с помощь pro bono, обсудили участники дискуссии на онлайн-конференции по интеллектуальному волонтерству Pro Bono Conf. Дискуссия прошла 19 февраля, ее модератором выступила директор Центра «Благосфера» Наталья Каминарская.
Пандемия внесла свои коррективы во многие сферы нашей жизни, в том числе в работу некоммерческого сектора. Пришлось не только адаптироваться к цифровому формату общения, но и перестраивать многие управленческие процессы.
Цифровизация
Член собрания ассоциации «Все вместе» Александра Телицына отметила, что в пандемию многие сотрудники НКО сопротивлялись переходу в онлайн. Причем независимо от возраста. Появилась потребность в волонтерах, которые могли бы помочь НКО снять некие барьеры для развития своей работы в виртуальном пространстве.
«Мы выяснили, что 40% некоммерческих организаций никогда не занимались онлайн-фандрайзингом и даже не знают, как к этому подступиться. Это же не просто «прикрутить» оплату на сайт, а полностью перестроить работу в социальных сетях, создать базу данных жертвователей, организовать рассылку и так далее», – рассказала Мария Черток, директор фонда развития филантропии «КАФ» (внесен Минюстом РФ в реестр иностранных агентов).
Неоценимую помощь могли бы оказать консультации волонтеров из сфер бизнеса, маркетинга и диджитал в создании базы данных, настройке рассылок, работе в соцсетях, представления результатов работы в формате сторителлинга.
«У нас с апреля есть чат волонтеров, которые пишут нам тексты для рассылок, занимаются SMM. Есть IT-волонтеры, которые работают с базами и анализируют данные. Все эти люди нас буквально спасли морально и сэкономили огромные ресурсы фонда», – рассказала директор благотворительного фонда «ОРБИ» Екатерина Милова.
Благодаря этому сотрудники фонда смогли выделить время, которое можно потратить на собственное обучение тому же SMM. К обучению тоже удалось привлечь волонтеров.
Финансы и юридическая помощь
Теперь, кроме грантов, многие принимают частные пожертвования, продают продукцию своих подопечных и оказывают консультации по вопросам, в которых они эксперты.
«Сотрудники НКО думают: мы лучше не будем заниматься коммерческой деятельностью, даже если наши подопечные делают классную продукцию, потому что мы ничего не понимаем в налогах и боимся попасть на штрафы», – отметила Мария Черток.
Здесь очень кстати приходится юридическая и бухгалтерская помощь волонтеров для внесения изменений во внутренние документы, осуществление навигации внутри организации. А маркетологи и специалисты по продажам могут помочь организациям сделать шаг в сторону самодостаточности: грамотно оформлять продукцию и услуги и определять каналы распространения, производить мерч и продвигать его.
Менторство
Еще одним из трендов в последнее время становится развитие практики менторства. Это не совсем pro bono в классическом понимании, но формат помощи на управленческом уровне может быть интересен для руководителей коммерческих компаний в качестве нового опыта антикризисных действий.
Участники дискуссии уверены, что устойчивость сектора создается как раз за счет вариативности помощи. Поэтому не нужно бояться привлекать коллег из бизнеса и государственных структур для развития своей деятельности. Работа с pro bono имеет большой потенциал и может привести к множеству успешных коллабораций.
Смотрите также полную версию трансляции дискуссии: