21 мая в нашем центре состоялась презентация исследования «Благотворительность, донорство, меценатство, филантропия: историческая справка и современное состояние терминов». Его провел коллектив филологов Уральского федерального университета под руководством доктора филологических наук, члена-корреспондента Российской Академии наук Е.Л.Березович по заказу Центра исследований филантропии и социальных программ бизнеса ВШЭМ УрФУ при поддержке фонда «Умная среда».
В ходе исследования ученые-филологи изучили различные словари и электронный «Национальный корпус русского языка», чтобы выяснить все возможное о «благотворительности», «филантропии», «донорстве», «благополучателе» и других словах, которые принято употреблять в контексте благотворительной деятельности.
Оказалось, что самое старое и наиболее употребительное в русском языке слово – «благотворительность». Пики употребления этого слова приходятся на конец XIX и начало XX века – период расцвета экономики и деятельности известных российских меценатов, а также на 1990-е годы – время активного развития новой частной благотворительности. А слово «филантропия» в русском языке является менее распространенным синонимом слова «благотворительность», но сегодня частота его употребления растет. Примечательно, что словарные значения слов «филантропия» и «благотворительность» не содержат различий, наблюдающихся между этими понятиями в английском языке.
В ходе презентации прозвучало несколько весьма неожиданных наблюдений и выводов, вызвавших активную дискуссию среди слушателей. Так, в толковых словарях и словарях синонимов слова «благотворительность» и «спонсорство» являются прямыми синонимами. А слово «донорство» имеет общепризнанное и зафиксированное в словарях значение, связанное с донорством крови; при этом ни в одном словаре не приводится значение слова «донорство» как непосредственно связанное с понятием «благотворительность».
Профессор, доктор филологических наук Анна Плотникова, представившая исследование, отметила, что сохраняется разная смысловая нагрузка терминов в различных сферах – профессиональной, публицистической, разговорной. По мнению директора Центра исследований филантропии и социальных программ бизнеса Елены Чернышковой, эта разница сдерживает развитие благотворительности. «Наша задача – стремиться к согласованному тезаурусу благотворительного сектора, искать понимания в обществе и таким образом повышать уровень общественной поддержки и эффективность филантропических программ», – считает Елена.
Состоявшаяся презентация является частью большого исследования российской филантропии, реализуемого Центром и нацеленного, в частности, на создание словаря современной благотворительности.
Запись презентации доклада и обсуждения можно посмотреть на нашем Youtube-канале.